ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

Развитие сельских территорий имеет для республики особое значение. О мероприятиях, которые проводятся в законодательном плане по обеспечению устойчивого развития сельских территорий, а также об основных направлениях развития АПК рассказывает председатель Комитета ГС-ЭК РА по аграрной политике Рустам Байдалаков.

— Рустам Николаевич, какие государственные программы по развитию сельских территорий реализуются у нас?

— В Республике Алтай, где более 70 % населения проживает в сельской местности, аграрная отрасль является важнейшей жизнеобеспечивающей сферой. В настоящее время у нас реализуются такие государственные программы как «Комплексное развитие сельских территорий» и «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

Целью госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» является создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях. Госпрограмма предусматривает реализацию мер, направленных на повышение благосостояния и уровня занятости сельского населения, создание комфортных условий проживания, включая развитие систем водоснабжения и водоотведения, средств связи и телекоммуникаций, увеличения уровней газификации, формирования доступных условий получения социальных услуг по направлениям образования (строительство школ, клубов, детских площадок) и здравоохранения в сельской местности, повышение качества дорожной инфраструктуры. Одним из мероприятий госпрограммы является ведомственная программа «Современный облик сельских территорий».

-Какие критерии необходимо выполнить для участия в них?

— Основная доля проектов Республики Алтай, заявленных на конкурсный отбор, является не конкурентоспособной в связи с труднодоступностью горных населенных пунктов; малонаселенностью сел, оттоком населения трудоспособного возраста в более благоприятные для проживания населенные пункты, районы Крайнего Севера. Соответственно возникает сложность получения проходного уровня баллов по следующим критериям: привлечение внебюджетных средств для реализации проектов; создание рабочих мест; доля занятого населения, проживающего на сельских территориях, где планируется реализация проекта комплексного развития сельских территорий, в общей численности экономически активного населения (высокий уровень официальной безработицы); доля трудоспособного населения в общей численности населения сельских территорий, где планируется реализация проекта комплексного развития сельских территорий.
Таким образом, в ходе заявочной кампании на 2022 год проекты региона набрали от 45 до 65 % от возможных баллов. Поэтому считаю, есть необходимость внесения изменения в госпрограмму в части корректировки критериев отбора и методики подсчета баллов, либо установления повышающего коэффициента для малых сел с учетом специфики региона. За содействием по данному вопросу обратились в министерство сельского хозяйства РФ. Для профильного комитета он является одним из приоритетных, мы держим его на контроле.

— Закон о развитии института отгонного животноводства был принят еще 14 лет назад, но широкого развития не только в нашем регионе, в других субъектах он не получил…

— В последнее время состояние определенного под пастбища земельного фонда в связи с процессами деградации земель вызывает серьезную озабоченность. Решение указанных проблем вижу в развитии института отгонного животноводства как формы организации животноводства, при которой животных в течение всего года (или большей его части) содержат на пастбищах различных сезонов использования, исторической формы деятельности наших предков, обеспечивающей рациональное использование пастбищ.

Да, действительно, в Республике Алтай, как и в ряде регионов Российской Федерации, где отгонное животноводство является традиционной формой хозяйствования, принят и действует Закон Республики Алтай от 3 марта года 2008 № 5-РЗ «О порядке определения территорий и использования земель в целях отгонного животноводства в Республике Алтай».

Несмотря на законодательное регулирование на уровне ряда субъектов Российской Федерации остро стоящих вопросов, на практике возникает ряд проблем при его применении. Это связано с отсутствием закрепления в земельном законодательстве как части сельскохозяйственных угодий понятия «отгонные пастбища», «отгонное животноводство», что ведет, на наш взгляд, к отсутствию учета особенностей данного вида хозяйствования при правовом регулировании механизма определения и предоставления земель для отгонного животноводства.

Вопрос об упрощении порядка предоставления земель лесного фонда для ведения отгонного животноводства поднимали прошлым летом на заседании Совета Федерации, во время проведения «Дней Республики Алтай». В представленных документах было отмечено, что возникает необходимость дополнения понятия «сельскохозяйственные угодья» Земельного кодекса РФ с указанием на определение оленьих пастбищ в районах Крайнего Севера и отгонных пастбищ, которыми следует считать лесные площади, покрытые и не покрытые лесом, занятые лесными насаждениями, в том числе древесно-кустарниковой растительностью, болота и прочие угодья, находящиеся в составе всех категорий земель, пригодных для выпаса сельскохозяйственных животных. В дальнейшем планируем проработать этот вопрос с депутатом Государственной Думы РФ Романом Птицыным на федеральном уровне.

— Рустам Николаевич, в прошлом году в связи с изменениями, внесенными в федеральное законодательство в сфере лесного хозяйства, большой резонанс вызвала ситуация, когда более чем в десятки раз выросла арендная плата для мараловодов.

— Сегодня пантовое мараловодство считается одним из самых перспективных направлений в сельскохозяйственной отрасли республики и, безусловно, для дальнейшего успешного развития необходима его поддержка на федеральном уровне.
Действительно, в связи с изменениями, внесенными в федеральное законодательство в сфере лесного хозяйства, для мараловодов Республики Алтай плата за аренду лесных участков возросла более чем в десятки раз. Несомненно, для крестьянских (фермерских) хозяйств, которые занимаются мараловодством на территории республики, такое увеличение платежей за аренду лесфонда является очень внушительным и может снизить эффективность важнейшей сельскохозяйственной отрасли.

В соответствии с действующими положениями о порядке определения арендной платы в случаях предоставления лесных участков для ведения сельского хозяйства, в конкретном случае — пантового оленеводства на территории Республики Алтай, в целях недопущения ухудшения экономического состояния арендаторов, мы ставим вопрос о необходимости приравнивания ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности к ставке по выпасу сельскохозяйственных животных.

— Одним из сдерживающих факторов развития отраслей животноводства в Республике Алтай является ограниченность кормовой базы, ограниченные площади сельскохозяйственного назначения, а также недостаточное количество осадков. Какие мероприятия проводятся для улучшения данной ситуации?

— В Республике Алтай из 112,0 тыс. гектаров пашни 96,0 тыс. гектаров или 87 %, находятся в зоне рискованного земледелия. Особенно в условиях высокогорья, где количество осадков за вегетационный период составляет от 110 до 150 мм, поэтому без мелиорации земель нет возможности ежегодного выращивания высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур и внедрения интенсивных агротехнологий, для гарантированного формирования кормового фонда. В результате складывается напряженная обстановка с обеспеченностью потребности животноводства в кормах.

В настоящее время федеральным Правительством предприняты меры по финансовой поддержке развития мелиоративного комплекса в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в виде субсидий на возмещение затрат, связанных с созданием мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений.

Думаю, что оказание государственной поддержки обеспечит расширение площадей орошаемых земель в регионе, увеличение кратности поливов и их качества и в конечном итоге рост урожайности сельскохозяйственных культур.

В связи с чем, возникает необходимость создания не только экономических условий для увеличения заинтересованности сельскохозяйственных товаропроизводителей в развитии мелиорации и эффективном использовании объектов мелиорации, но и правовых основ на республиканском уровне. В соответствии с выявленными потребностями установления правовой основы деятельности в области мелиорации земель на территории Республики Алтай, Государственным Собранием – Эл

Курултай Республики Алтай принят Закон Республики Алтай от 1 декабря 2021 года № 72-РЗ «О мелиорации земель в Республике Алтай».
— Какие позитивные перемены в аграрном секторе за последние годы вы бы выделили?
— Положительных изменений много. Благодаря поддержке из федерального и республиканского бюджета строятся новые современные животноводческие комплексы, вводятся пищевые и перерабатывающие объекты, приобретается новая сельскохозяйственная техника, улучшается технология производства.

В рамках республиканских, федеральных программ на селе возводятся значимые социальные объекты, ежегодно улучшают свои жилищные условия молодые специалисты и семьи, проживающие в сельской местности. Предоставляются гранты начинающим и семейным фермерам, которые расширяют свое производство.
Эти позитивные перемены основаны на последовательной государственной политике по поддержке села и аграрного производства.

И все же на сегодняшний день возникает необходимость увеличения финансирования данной отрасли, поддержки сельского населения, улучшения условий для развития крестьянских (фермерских) хозяйств, начинающих фермеров, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки. Необходимо обратить внимание на развитие фермерских хозяйств, поддержку сельскохозяйственной кооперации, а также важно развивать пчеловодческое направление, увеличить количество семейных животноводческих ферм и, конечно, увеличить прирост объема сельскохозяйственной продукции.

Перед органами власти стоит важная задача – повысить качество и уровень жизни жителей и тружеников села, сделать все возможное, чтобы молодежь оставалась в селах и видела в этом перспективы.

 

 

Пресс-служба ГС-ЭК РА