Как восстановить утраченные документы на недвижимое имущество

Каждый собственник недвижимого имущества должен иметь определенный пакет документов, при отсутствии которого владение, а особенно распоряжение этой недвижимостью весьма затруднительно. Если какой-то из необходимых документов испорчен или утерян, собственнику необходимо своевременно восстановить утраченную документацию. Документы на объект недвижимости бывают двух видов:

- правоустанавливающие, то есть документы, на основании которых возникло право (договор купли-продажи, мены, дарения, акт приемки в эксплуатацию, свидетельство о праве на наследство, договор долевого участия и т.д.);
- правоподтверждающие (свидетельство о государственной регистрации права и выписка из Единого государственного реестра недвижимости). Следует учитывать, что с 15.07.2016 проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из ЕГРН (до 01.01.2017 - ЕГРП) (ч. 1 ст. 28 Закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ; ч. 7 ст. 21 Закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ).
Для восстановления утерянных документов на объект недвижимости рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Обратитесь в Управление Росреестра и получите копии утерянных документов (договоров).
Обратитесь в Управление Росреестра с запросом одним из следующих способов (п. 30 Порядка, утв. Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968):
- лично, представив запрос на бумажном носителе;
- по почте, направив запрос на бумажном носителе;
- путем заполнения формы запроса на интернет-сайте Росреестра и Едином портале государственных и муниципальных услуг;
- с помощью веб-сервисов, направив запрос в форме электронного документа;
- лично через филиал Кадастровой палаты или Многофункциональный центр, взаимодействующий с Росреестром, представив запрос на бумажном носителе.
В случае представления запроса при личном обращении должен быть предъявлен документ, удостоверяющий личность заявителя (п. 37 Порядка № 968).
Запрашиваемые сведения могут быть выданы законным представителям, физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя или его законного представителя (ч. 13 ст. 62 Закона № 218-ФЗ).
Срок изготовления копий запрашиваемых документов составляет три рабочих дня. Размер платы за предоставление сведений - 300 руб. за копию договора или иного документа, выражающего содержание односторонней сделки, совершенной в простой письменной форме; 400 руб. - за копию иного правоустанавливающего документа (ч. 9 ст. 62 Закона № 218-ФЗ; Приложение № 1 к Приказу Минэкономразвития России от 10.05.2016 № 291).
В случае отсутствия в ЕГРН запрашиваемых документов, внесенная плата не возвращается (п. 10 Порядка, утв. Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 967).
В случае отсутствия в ЕГРН запрашиваемых документов рекомендуем:
Шаг 2. Обратитесь к лицу или в орган, располагающий необходимыми вам документами.
В зависимости от обстоятельств дела необходимыми вам документами могут располагать:
- нотариус, оформлявший сделку или наследство. У него вы можете получить заверенные копии документов. Стоимость за свидетельствование верности копий документов, а также выписок из них осуществляется в соответствии с установленными тарифами (ст. 22 Основ законодательства РФ о нотариате);
- государственный орган, ранее выдававший вам правоустанавливающие документы. В нем вы можете получить копии необходимых документов либо выписку из соответствующего постановления (распоряжения);
- застройщик, с которым ранее заключался договор долевого участия. У него вы можете получить копию соответствующего договора;
- правление вашего ЖСК, если право собственности возникло в результате вступления в ЖСК. В этом случае вам выдадут копию справки, подтверждающую внесение паевого взноса и вступления в ЖСК.
В случае необходимости с восстановленными документами обратитесь за получением выписки из ЕГРН (ч. 1 ст. 62 Закона № 218-ФЗ).

 

Управление Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии
по Республике Алтай