15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей

Каждый год 15 марта в мире отмечается Всемирный День защиты прав потребителей. Его история началась в 1962 году, когда Джон Кеннеди, которого в США до сих пор считают одним из самых популярных и любимых президентов за всю историю, произнёс в этот день речь на заседании Конгресса. Он первым сказал о том, о чём до него не говорил никто, дал характеристику понятия «потребитель» и предложил чётко определить его основные права.

Президент сказал, что каждый человек и гражданин, независимо от того, какое положение он занимает в обществе, и какие имеет доходы, являясь потребителем, имеет 4 основных права: право на безопасность, право на информацию, право на выбор, право быть выслушанным.
Позже, когда была образована Всемирная организация союзов потребителей, было определено ещё 4 права, которые потом признали многие страны. В 1985 году, 9 апреля, ООН приняла на Генеральной Ассамблее Руководящие принципы по защите прав потребителей, которые означают следующее:
• Право на безопасность означает, что потребитель должен быть защищён от продуктов, услуг и производственных процессов, представляющих опасность для здоровья и жизни.
• Право быть услышанным – право открыто высказывать своё мнение, выражать свои интересы и отстаивать их, побуждать правительство и соответствующие органы принимать и рассматривать предложения потребителей, и учитывать их при формировании различных аспектов жизни страны: политики, экономики и т.д.
• Право на информацию – это право на защиту от ложной рекламы; надписей на товаре, вводящих в заблуждение; любой ложной информации и мошенничества; а также право на обобщение фактов, которые требуются для того, чтобы сделать обоснованный выбор.
• Право на выбор в свою очередь означает, что потребитель должен всегда иметь доступ к различным товарам и услугам по конкурентоспособным ценам.
• Право на удовлетворение основных потребностей – это право всегда получать основные товары и услуги, необходимые для того, чтобы выжить.
• Право на возмещение убытков – право на удовлетворение основных претензий, а также возможность пользоваться для их удовлетворения правовой помощью.
• Право на потребительское образование – это право на знания и те навыки, которые позволяют потребителю всё время повышать грамотность, чтобы на основании полученных знаний отстаивать свои потребительские права, воздействовать на сферу производства и реализации товаров и услуг. • Право на благоприятную окружающую среду – это право ещё раньше было записано в Конституции, как одно из основных прав человека. Это право означает, что все физические и юридические лица и государственные органы обязаны принимать меры для сохранности окружающей среды. Это право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, и на возмещение ущерба, причинённого потребителю вследствие экологических правонарушений.
По сложившейся традиции Международная Федерация потребительских организаций - Consumers International (CI) каждый год определяет тематику Всемирного дня прав потребителей.
В 2017 году CI призвал сосредоточиться на правах потребителей в сегменте электронной коммерции и предложил в качестве девиза слоган «Consumer Rights in the Digital Age» - «Потребительские права в цифровую эпоху».
В настоящее время индустрия «электронной коммерции» по организации продажи потребительских товаров и оказанию различных возмездных услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет развивается очень динамично.
По экспертным оценкам Ассоциации компаний интернет торговли (АКИТ) объем онлайн - продаж в Российской Федерации в 2015 году вырос на 7% к уровню 2014 года, составив 760 млрд. руб.
По мере глобализации данного сегмента потребительского рынка и вовлечения в него всё большего числа активных пользователей Интернетом (в том числе за счет расширения спектра соответствующих мобильных средств связи и их доступности) стали заметнее проявляться не урегулированные законодательством отношения, что позволяет недобросовестным участникам рынка использовать данное обстоятельство в целях получения максимальной выгоды в ущерб экономическим интересам и законным правам не только самих потребителей, но и добросовестных представителей бизнес - сообщества.
В этой связи одна из главных проблем, на которую указал CI - это укрепление доверия потребителей к онлайн - ритейлу.
Республика Алтай традиционно принимает участие в проведении информационных кампаний к Дню защиты прав потребителей. Управлением Роспотребнадзора по Республике Алтай совместно с органами власти и общественными организациями будут организованы мероприятия к этому дню, нацеленные на правовое просвещение и оказание помощи гражданам, потребителям услуг дистанционной торговли, связи и Интернет.